МОУ "Лицей №4"г.Чебоксары

 

"Практическая стилистика русского языка"

Программа

курса по выбору «Практическая стилистика русского языка»

 

  

Срок реализации:        2012-2013 учебный год

 

Программа составлена на  основании:

«Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение» 2007. Авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учебник (название, автор, издательство, год издания):

«Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи» Д.Э.Розенталь.-М.:ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир и Образование».(Для школьников и абитуриентов), 2009.

Составлена:

Учитель  Седова Ольга Леонидовна, высшая  квалификационная категория

 

Пояснительная  записка

         Предлагаемая программа элективного курса развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне. В отдельных разделах она ориентирована на расширение содержания Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку на профильном уровне, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся. Программа привлекает внимание к особенностям функционирования языковых единиц и средств в речи, расширяет сведения о стилистических ресурсах и изобразительно- выразительных средствах языка, позволяет оценивать языковые явления и факты с прагматической, нормативной и эстетической точек зрения, помогает избегать речевых, грамматических, стилистических ошибок, различать немотивированное отклонение от речевой нормы, квалифицированное как ошибочное, от коммуникативно-целесообразного нарушения языкового стандарта в условиях текста.

         С точки зрения содержательной, программа курса вводит в школьную практику системное изучение разделов практической стилистики, не получивших должного отражения в программно-методических материалах по русскому языку в школе, но активно востребованных современными школьниками и учителями в связи с установкой на коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку, с направленностью его в первую очередь на речевое развитие учеников, на приоритет функционально-стилистического аспекта в обучении языку.

         В современных сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданным и неосмысленным заимствованиями, профессиональными арготизмами, жаргонизмами, когда из-за неосвоенности явления синонимии языковых средств смешиваются пары «книжный вариант – разговорный вариант» и «устарелый вариант – современный вариант», когда лексические и грамматические явления не воспринимаются как экспрессивные средства, стилистика, в частности практическая стилистика, связанная с разработкой не статической, а динамической модели языка, с понятием литературного языка, а значит и с понятием нормы и культуры языка, становится «душой» языка, его деятельностным характером, реализацией его могучего творческого потенциала. Она непосредственно связана с речеобразованием, а это процесс творческий, он лишь отчасти автоматизирован, стандартизирован. Опора на стандарты необходима в языковом общении, но только лишь этого свойства недостаточно для осуществления полноценного и эффективного общения, продуцирования и воспринятия текстов. Творческий аспект связан с особой выразительностью, эффективностью высказывания, то есть со стилистическими явлениями. В связи с этим полнота познания и описания языка должна быть двуаспектной. Так в первую очередь лексика и грамматика должны (как и любой другой раздел лингвистического знания, изучающий определенный ярус языка) строится дважды: как лексика и грамматика языка и как лексика и грамматика речи. Поэтому практическая стилистика, изучающая целесообразность и уместность использования языковых средств в зависимости от сферы общения, ситуации, содержания высказывания, жанра и так далее, а также обеспечивающая практическое овладение навыками речеобразования в соответствии со стилистическими и речевыми нормами, должна органично войти в школьную практику.

         Линии новых учебных пособий для школы II и III ступени во многом способствуют отказу от формально-грамматических позиций в обучении языку, от правописно-орфографической его направленности. Однако полноценной системная работа по изучению стилистических нагрузок, функций языковых единиц, явлений и феноменов, экспрессивной окраски средств языка, работы по предупреждению стилистических и речевых ошибок, предполагающей введение понятия стилистической нормы и ее соотнесенности с речевой нормой этими учебниками не предусмотрена. В учебниках II ступени полностью отсутствуют сведения о возможных лексических ошибках и их источниках, грамматические нормы лишь слабо обозначены, дело усугубляет и их разброс по учебникам в соответствии с годом обучения.

         Стилистическая нагрузка языковых средств ограничивается в основном разделом лексики в пятом классе. Учебники III ступени систематизируют в основном знания по структурной функциональной стилистике и дают сведения о стилистике текста, осуществляя в значительной мере принцип преемственности между школой II и III ступени. Но достаточно неожиданным воспринимается в них задания, связанные с лингвостилистическим анализом текстов в силу отсутствия в учебниках II ступени достаточной информации о стилистических ресурсах языковых единиц в речи, то есть в условиях текста.

         На устранение всех этих пробелов и направлена программа данного элективного профильного курса: привлекается внимание к особенностям функционирования языковых средств в речи; расширяется и углубляются сведения о стилистических ресурсах и изобразительно-выразительных средств русского языка; вводится понятие речевой нормы в ее соотношении со стилистической нормой в плане ее функционального характера, динамической природы, а также коммуникативной целесообразности; систематизируется работа по совершенствованию речевой культуры школьников с точки зрения ее нормативности; создается научно-практическая база для вырабатывания умения и навыков вести речеведческий и лингвостилистический анализ текстов.

          Изучение элективного курса в полном объеме  предполагается за 34 часа  (при нагрузке 1 ч. в неделю. Основные организационные формы проведения занятий: семинары-практикумы, интерактивные лекции, лабораторные занятия (исследовательско-экспериментальные), творческие практикумы, редакторско-аналитические практикумы (деловая игра), заседание редакторской коллегии, экзамен для редактора и т.д.

          Ведущими методами работы на занятиях элективного курса предполагаются: классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников и способов устранения; лингвостилистический анализ, лингвостилистический эксперимент, авторедактирование и редактирование текстов, продуцирование текстов по аналогии с использованием заданных языковых средств, имеющих определенную стилистическую нагрузку, продуцирование текстов творческого характера, наблюдение примеров авторедактирования писателей-класиков, стилистической правки.

 

Цели курса:

          Главная идея и цель данного курса изучения родного языка в школе состоит в том, чтобы помочь ученику полнее вобрать в себя систему родного языка, его грамматику и лексику, глубже проникнуть в значение форм и категорий в процессе их функционирования в условиях текста, то есть в речевом процессе, яснее осознать смысл слов и фразеологизмов и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме, очистить и усовершенствовать речевую практику.

          Избранный ракурс в практическом овладении языковой системой, воспринимаемой здесь как средства опосредования коммуникативных и когнитивных процессов в сознании личности, направлен на создание условий для осознанного использования языка как инструмента самоконтроля и совершенствования, развития коммуникативно-речевых умений и навыков. Содержание курса должно стать ориентировочной основой учебных действий, помогающей осознать способы действия, создать условия для переноса знаний и умений, помочь учащимся контролировать процесс обучения языку.

u  Курс на основе сознательного формирования речевых умений и навыков должен повышать эффективность работы по развитию речи (продуцированию и восприятию текстов) и обеспечивать высокий уровень владения русским языком не только как средством общения, но и общеинтеллектуального, культурно-эстетического развития учащихся.

u  Содержательно-методическое накопление курса должно ориентировать на развитие творческих способностей учащихся в речеобразовательном, речепорождающем и речепринимающем процессе, способствовать овладению учащимися исследовательско-эксперементальными  способами в познавательном процессе

 

  

Задачи курса:

 

Реализовать поставленные цели возможно через решение следующих теоретико-практических задач:

u  познакомить с особой научной лингвистической дисциплиной-стилистикой, ее структурой, основными понятиями, категориями и проблемами; предметом и содержанием практической стилистики, ее отличием и сближением с культурой речи, с функционально-стилистическим аспектом обучения языку;

u  дать понятие стилистической нормы, соотношение стилистических и речевых ошибок в школьной практике, типологию речевых ошибок при изучении лексической и грамматической стилистики.

u  показать основные источники, причины (генезис) возникновения лексических (речевых) и грамматических ошибок на основе нормативно-стилистического подхода к изучению лексики и грамматики через анализ часто допускаемых речевых и грамматических ошибок;

u  освоить практику умелого устранения лексико-стилистических и грамматико-стилистических ошибок и выбора оптимального варианта выражения мысли при литературном редактировании текстов и их стилистической правки;

u  обучить различению неоправданного, ненормативного использования лексических средств, грамматических средств и категорий и коммуникативно оправданного нарушения как стилистического приема в условиях художественного организованного текста;

u  использовать знания о стилистической, экспрессивно-эстетической нагрузке языковых единиц, средств и явлений при лингвостилистическом анализе художественного текста с учетом диахронического аспекта в изучении функционально-стилистических явлений, а также и экстралингвистических факторов влияния на стиль;

u  обучить осознанному свободному, творческому, эффективному использованию языковых средств в устной и письменной речи;

u  выработать лингвистическое чутье, любовь к хорошей, правильной речи, нетерпимость к стилистическим, речевым и грамматическим ошибкам и недочетам в словоупотреблении, формообразовании, использовании частей речи, их грамматических категорий, синтаксических конструкций, нетерпимость к порче языка, пристрастию к штампам, ложному пафосу и неоправданному снижению стиля.

 

Учащийся должен знать:

1.        Предмет, структуру, задачи практической стилистики как лингвистической дисциплины, ее основные понятия, категории и проблемы, а также ее место среди основных направлений стилистики и роль в практическом, коммуникативно-деятельностном обучении языку.

2.        Типологию речевых, грамматических и стилистических ошибок, а также условия и причины их возникновения и способы их устранения.

3.        Стилистическую нагрузку языковых единиц, явлений и феноменов и законы, особенности их функционирования в условиях художественно организованного текста в зависимости от его замысла, идейно-тематического содержания и жанрово-родовой формы.

4.        Различие между нарушением речевой и грамматической нормы и стилистически оправданным отклонением от нее.

5.        Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности и основные критерии языкового качества текста.

6.        Основные лексические явления как основу стилистических ресурсов языка и одновременно источник речевых и стилистических ошибок.

7.        Аспекты синонимии языковых средств как основы структурного содержания практической стилистики.

 

 Учащийся должен уметь:

u  Классифицировать  речевые, грамматические и стилистические ошибки с точки зрения причин и условий их возникновения;

u  Максимально эффективно устранять речевые ошибки в процессе авторедактирования или стилистической правки текстов;

u  Определять стилистическую (экспрессивно-эстетическую и дополнительную семантическую) нагрузку языковых единиц и грамматических форм и категорий в условиях текста в процессе лингвостилистического анализа;

u  Использовать знания стилистических ресурсов языка и стилистических норм при продуцировании и интерпретации монологических текстов, а также при участии в диалогических и полилогических ситуациях общения;

u  Проводить синхронное и диахроническое сопоставление синонимичных языковых средств для правильного выбора языкового варианта из 2-х дуплетных форм.

Учащийся должен иметь навыки:

u   Стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении;

u   Лингвостилистического анализа языка рукописей (текстов) для решения проблем интерпретационного характера;

u   Творческого, осмысленного использования стилистических ресурсов языка в речевой практике в зависимости от функционально-стилистических и жанрово-ситуативных форм;

u   Спонтанной нормативной устной и письменной речи в процессе общения и передачи или получения информации.

 

  

 

Программа курса

1. Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика. Синтаксическая стилистика. 1 час.

 

2. Стили языка. Понятие о функциональных стилях. Классификация стилей, основные стилевые  черты и характерные особенности научного, официально-делового, публицистического, литературно-художественного  и разговорного стилей. 3 часа.

 

3. Лексическая стилистика. Выбор слова. Стилистическое использование многозначности слова. Стилистическая функция омонимов. Стилистическое разграничение паронимов. Стилистические функции синонимов. Стилистическая функция антонимов. Стилистическая функция историзмов и архаизмов. Стилистические функции неологизмов. Стилистическое использование слов иноязычного происхождения. Диалектизмы в произведениях художественной литературы. Стилистическое использование профессионально-технической и терминологической лексики. Стилистическое использование фразеологических оборотов. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов». Изобразительно-выразительные средства языка. 10 часов.

 

4. Стилистическое использование форм имен существительных: колебания в роде существительных.  Род несклоняемых существительных. Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т.д. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний. Склонение некоторых форм имен и фамилий. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода –а(я) - -у(ю). Формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода –е/ -у. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода –ы(-и)/-а(-я). Окончания родительного падежа множественного числа. Употребление единственного числа в значении множественного. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе.  Стилистическое использование форм прилагательных: полные и краткие формы качественных прилагательных. Формы кратких прилагательных. Формы степеней сравнения имен прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных.

Употребление имен числительных: сочетания числительных  с существительными. Употребление собирательных числительных. Числительные в составе сложных слов. Употребление местоимений: личные местоимения. Возвратные и притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Неопределенные местоимения.

Употребление форм глагола: образование некоторых личных форм. Синонимия личных форм глагола. Синонимия глагольных времен. Синонимия глагольных наклонений. Варианты глагольных форм разных видов. Возвратные и невозвратные глаголы. Варианты форм причастий. Варианты форм деепричастий. 10 часов.

 

5. Стилистический синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Варианты форм, связанные с управлением. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Стилистическое использование обращений. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций. Стилистика сложных предложений. Параллельные синтаксические конструкции. 10 часов.

 

 

Тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

1

Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики.

1 час

 

Стили языка.

3 часа

2

Понятие о функциональных стилях. Научный стиль. Официально-деловой стиль.

1 час

3

Публицистический стиль. Литературно-художественный стиль.

1 час

4.

Разговорный стиль. Работа с тестами к ЕГЭ.

1 час

 

Лексическая стилистика.

10 часов

5

 Выбор слова. Стилистическое использование многозначности слова. Стилистическая функция омонимов,  синонимов и  антонимов.

1час

6-7

Стилистическое разграничение паронимов. Работа с тестами к ЕГЭ.

2 часа

8

Стилистическая функция историзмов и архаизмов. Стилистические функции неологизмов.  Стилистическое использование  слов иноязычного происхождения.

1 час

9

Диалектизмы в произведениях художественной литературы. Стилистическое использование профессионально-технической и терминологической лексики. 

1 час

10

Стилистическое использование фразеологических оборотов. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов».

1 час

11-12

Изобразительно-выразительные средства языка. Работа с тестами к ЕГЭ.

2 часа

 

Стилистическое использование форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола.

10час

13-15

 Стилистическое использование форм имен существительных.

3 часа

16-17

Стилистическое использование форм прилагательных

2 часа

18-19

Употребление имен числительных

2 часа

20

Употребление местоимений

1 час

21-22

Употребление форм глагола.

2 часа

 

Стилистический синтаксис.

10час

23

Порядок слов в предложении.

1 час

24-25

Согласование сказуемого с подлежащим.

2 часа

26

Согласование определений и приложений.

1 час

27

Варианты форм, связанные с управлением.

1 час

28

Стилистические особенности предложений с однородными членами.

1 час

29

Стилистическое использование обращений.

1 час

30

Стилистическое использование вводных и  вставных конструкций.

1 час

31

 Стилистика сложных предложений.

1 час

32

Параллельные синтаксические конструкции.

1 час

33-34

Резервные уроки.

2 часа

 

Список основной литературы по курсу «Практическая стилистика русского языка» для учащихся:

1. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. М., 2009.

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 2002.

Список дополнительной литературы по курсу «Практическая стилистика русского языка» для учителя:

1. Абрамович АВ., Белъчиков Ю.А. и др. Практическая стилистика русского литературного языка. М., 1970.

2. Барашков ВФ. А как у вас говорят? М., 1986.

3. Брагона ЛА. Неологизмы в русском языке. М., 1973.

4. Введенская Л.А., Павлова ЛУ. Человеческое слово моче. М., 1984.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

7. Голуб К.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.. 1996.

8. Гольдин. Речь и этикет. М., 1983.

9. Горбачевич К. С. Изменение норм  русского литературного языка. Л., 1971.

I0. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М., 1984.

11. Иссерлин Е.М. Официально-деловой стиль. М., 1970.

12. Колесов. Культура речи — культура поведения. М., 1988.

13. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.

14. Формановская Н.И.Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»